Актуальные проблемы изучения архаики: Материалы теоретического семинара «Теория и методология архаики» 1996-2012 гг.

Редактор / Ответственный редактор: Альбедиль М.Ф., Савинов Д.Г.
Актуальные проблемы изучения архаики: Материалы теоретического семинара «Теория и методология архаики» 1996-2012 гг.

Актуальные проблемы изучения архаики: Материалы теоретического семинара «Теория и методология архаики» 1996-2012 гг. – СПб.: МАЭ РАН, 2014. – 444 с.

УДК 316.46 "-"
ББК 63.3+60.5
А43

978-5-88431-275-3

240 руб.
Заказать

Сборник подводит итог 10-летней работы семинара по теории и методологии архаики за период 1996-2013 гг. В нем представлены научные разработки специалистов из Музея антропологии и этнографии РАН, Государственного Эрмитажа, Музея истории религии в Санкт-Петербурге и Российского этнографического музея, а также сотрудников кафедры археологии исторического факультета СПбГУ. Статьи сборника демонстрируют различные точки зрения и разные методологические подходы к теме архаики, послужившей фундаментом для всего последующего культурогенеза. Статьи сгруппированы по самым актуальным проблемам изучения архаики. Первый раздел посвящен основным подходам к изучению архаики; во втором разделе культура рассматривается как незапрограммированная природой человеческая деятельность; в третьем разделе исследуются социальные отношения в архаике; в четвертом разделе главное внимание уделено соотношению мировоззрения и искусства, а пятый раздел связан с темой жертвоприношения. Все статьи сборника, который можно рассматривать как существенный этап в развитии отечественной науки, отличаются глубокой проработанностью исследуемого материала. Они имеют большое методологическое значение, представляя собой школу мастерства для молодого поколения ученых.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

  • Альбедиль М.Ф., Савинов Д.Г. О теоретическом семинаре «Теория и методология архаики».

I. АРХАИКА И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ

  • Арсеньев В.Р. Архаика как дефиниция и реальность.
  • Щербакова Т.И. Архаика и время.
  • Островский А.Б. Структурно-семиотический подход к изучению менталитета в традиционной бесписьменной культуре.
  • Арсеньев В.Р. «Эмпатический подход» или принцип всеединства в изучении архаики.
  • Калинина И.В. Функционально-технологический подход.
  • Дмитриева Т.Н. Попытка синтеза.


II. КУЛЬТУРА КАК НЕ ЗАПРОГРАММИРОВАННАЯ ПРИРОДОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

  • Удалова Г.П. От индивидуального озарения к традиции в группе (прекурсоры кудбтурной преемственности человека).
  • Альбедиль М.Ф. Социоприродные измерения человека в древнеиндийской культуре.
  • Шевченко Ю.Ю. Структурализация культур в свете биогеографической концепции этногенеза.
  • Арсеньев В.Р. Проблема кодов культуры.
  • Подольский М.Л. Индивидуальное и типическое в археологической культуре (опыт композиционного подхода).
  • Савинов Д.Г. К определению понятия «цикличность» в культурогенезе.
  • Федорова Е.Г. Культура северных манси середины XX – начала XXI века: факторы угасания и возрождения традиций.

III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В АРХАИКЕ. ЛИДЕРСТВО

  • Калинина И.В. Структурированность потестарного общества в семантическом аспекте.
  • Арсеньев В.Р. Охотник бамбара как социальный лидер – методологические заметки.
  • Савинов Д.Г. Тунгусский «триумвират» (к вопросу о профессиональном факторе лидерства в архаике).
  • Карпов Ю.Ю. Вождь и народ – горско-кавказская редакция отношений.
  • Альбедиль М.Ф. Духовное лидерство: мифологический архетип.
  • Шевченко Ю.Ю. Нищенство как индикатор лидерства в первохристианстве: апостолы и пророки – трансформации во времени.
  • Щербакова Т.И. Последние шаманы Чукотки: лидерство как долг.

IV. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИСКУССТВО

  • Березкин Ю.Е. Об универсалиях в мифологии.
  • Альбедиль М.Ф. Центр мира.
  • Дмитриева Т.Н. Проблема тотемизма в историографическом аспекте.
  • Калинина И.В. Зверь-тотем в типологии образов.
  • Савинов Д.Г. Некоторые особенности изобразительной системы искусства палеолита.
  • Подольский М.Л. Интуиция бесконечности в наскапльных изображениях.

V. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

  • Дмитриева Т.Н. О неоднозначности понятия «жертвоприношение».
  • Савинов Д.Г. Идея множественности как залог успешного жертвоприношения.
  • Марсадолов Л.С. Жертвоприношения на сакральных путях-направлениях у древних кочевников Саяно-Алтая.
  • Васильков Я.В. Битва как жертвоприношение (по данным древнеиндийской традиции).
  • Федорова Е.Г. Жертвоприношения у северных манси: о роли жреца, шамана, «знающего».
  • Щербакова Т.И. Жертвенные места ненцев на реке Нумги: попытка реконструкции.
  • Крюкова В.Ю. Восстановление утраченного мира как искупительная жертва.